![]() |
ПОДВОДНАЯ РОССИЯ | ![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
всем подводникам посвящается | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
![]()
Дизельная подводная лодка Проект 613 (215 единиц) 1951 ![]() Первой послевоенной дизель-электрической ПЛ стала самая массовая в ВМФ СССР ДПЛ пр.613 (по классификации НАТО «Whiskey»). Проект явился развитием ПЛ среднего водоизмещения проекта 608, разрабатывавшегося в 1942–1944 г. В конце 1944 г. ВМФ получил материалы по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе и затем поднятой), имевшей ТТЭ, близкие к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов принял решение прекратить, до изучения материалов по U-250, работу над пр. 608. В январе 1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, XXI серии и т.д.), Главком ВМФ по представлению ГУК утвердил ТТЗ на проектирование ДПЛ проекта 613. В нём было предложено изменить ТТХ по проекту 608 в сторону увеличения скорости хода и дальности плавания при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн. Проектирование поручили ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»), а главным конструктором был назначен В.Н.Перегудов, затем Я.Е.Евграфов, а с 1950 года З.А.Дерибин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдана ТТЗ на пр.613,а 15.08.1948 технический проект был утвержден Советским правительством. При разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких ходовых качеств в подводном положении. В результате, скорость полного подводного хода увеличилась до 13 узлов (вместо 12). Вооружение включало четыре носовых 533-мм ТА и два кормовых 533-мм ТА. Количество запасных торпед к носовым ТА было доведено до 6, что и являлось их общим количество запасных торпед. Основными средствами обнаружения в подводном положении были ГАС «Тамир-5Л» и ГАС шумопеленгования «Феникс».Первоначально размещалось артиллерийское вооружение из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение со всех ДПЛ пр.613 было снято. По конструкции — это была двухкорпусная ПЛ. Прочный корпус — цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров, образующих «восьмерку», причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки отделены сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении одного отсека и двух смежных к нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается в 10 ЦГБ, размещенных в легком корпусе. ЦГБ бескингстонные (только в средней группе цистерны №4 и №5 имели кингстоны), что упростило конструкцию и удешевило постройку. Воздух высокого давления размещался в 22 баллонах объемом около 900 литров, рассчитанных на давление 200 кг/см2. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора. Первоначально воздушные трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из меди, но они сильно корродировали и их впоследствии заменили на красномедные. Главный осушительный насос типа 6МВх2 обладал производительностью 180 мЗ/час при напоре 20 м водяного столба и 22 мЗ/час при напоре 125 м водяного столба. Кроме этого, имелись трюмно-поршневые насосы ТП-20/250 (20 мЗ/час при 250 м водяного столба). Первоначально в носовой оконечности располагалась цистерна плавучести, но, когда было демонтировано артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в отечественной практике подводного кораблестроения был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой оконечности корабля. Главная ЭУ лодки включала двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие вес, габариты и число цилиндров. Имелось также устройство РДП с шахтой и поплавковым клапаном (впервые в советском подводном кораблестроении). Два главных электродвигателя ПГ-101 по 1350 л.с. обеспечивали полный ход, столько же 50-сильных ПГ-103 — экономичный и так называемый режим подкрадывания. Однако двухтактные дизели 37Д имели более высокий уровень шума. Механизмы линий валов устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. ЭД экономического хода передали вращение на гребные валы через эластичные и бесшумные текстропные передачи с передаточным числом 1:3 и фрикционные муфты экономического хода. Между дизелями и ГЭД разместились шинно-пневматические разобщительные муфты (ШПРМ) и такие же муфты — между ГЭД и упорными валами, которые соединялись с гребными валами жесткими фланцами. ШПРМ были применены ввиду явного преимущества перед муфтами типа «БАМАГ», устанавливавшимися на ПЛ довоенных проектов — они позволяли осуществить звукоизоляцию дизелей и линии вала, производить монтаж линии вала на стапеле, а не после спуска на воду, так как допускали значительно большие изломы и смещение сопрягаемых осей отдельных частей валопровода. Для обеспечения работы дизелей надводного хода на перископной глубине на этих лодках, имелось, как упоминалось, специальное устройство РДП, представлявшее собой выдвижную шахту для подачи свежего воздуха внутрь корпуса лодки, что и обеспечивало работу главных двигателей. Воздушный канал этого устройства снабжался поплавковым клапаном для предотвращения попадания воды при захлестывании или заглублении его верхней части, а удаление выхлопных газов производилось через стационарную шахту, размещенную в кормовой части ограждения рубки. Необходимо отметить, что прообраз РДП еще в начале века был сконструирован нашим офицером-подводником Гудимом и установлен на одной из русских ПЛ. И лишь спустя несколько десятилетий, уже в качестве отработанного образца, подобное устройство стало широко известно под названием «шнорхель». Перископы, РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки ТА имели гидравлический привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках применялась система бесшумной дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом в воду, направленным в корму (использование отсасывающего эффекта потока забортной воды), для гальюнов установлены сточные баллоны. Предполагалось установка холодильной машины для охлаждения воздуха в ПЛ, но из-за неудовлетворительной работы она была снята. Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным методом с широким использованием автоматической сварки. 11.04.1950 на заводе № 444 (ныне Черноморский судостроительный завод) в Николаеве установкой на стапель 1-й секции состоялась закладка головной ПЛ С-61. Всего до 1957 года на этом заводе было построено 72 ДПЛ этого проекта. На заводе «Красное Сормово* в Горьком, первая ПЛ — С-80 (заказ 801) — заложили 13.03.1950. Спущена на воду 21.10.1950 при 70% технической готовности. 01.11.1950 ПЛ прибыла в Баку, где с 31.12.1950 по 26.04.1951 проходила испытания. 09.06.1951 состоялись глубоководные погружения, а 02.12.1951 был подписан приемный акт. На этом заводе до 1956 года было построено 113 ДПЛ. Кроме того, на Балтийском ССЗ было построено в 1953–1958 годах 19 ДПЛ и на СЗЛК в 1954–1957 годах 11 ДПЛ. В процессе испытания лодок С-61 и С-80 выявились следующие конструктивные недостатки: — в систему гидравлики попадала забортная вода, наблюдались гидравлические удары, некачественно выполнялись уплотнения и фильтры очистки, ненадежной была работа машинок клапанов вентиляции. В 1954 г., при испытаниях одной из серийных ДПЛ, выяснилось, что при кратковременной работе дизелей, продолжавшейся после закрытия захлопок, в газоотводе образуется взрывоопасная смесь и первые же искры, попавшие из дизеля в ресивер, вызывают взрыв. Пришлось, для ликвидации этой проблемы, устанавливать блокировочные устройства. Станция радиоразведки «Накат» не была готова к моменту сдачи флоту большинства ДПЛ и устанавливалась на них уже в процессе эксплуатации. В 1956 г. по решению Совмина СССР с лодок было демонтировано артиллерийское вооружение, после чего несколько увеличились скорость и дальность плавания в подводном положении. В процессе плановых ремонтов, на кораблях заменялись некоторые образцы радиотехнического вооружения. Всего предполагалось построить 340 ПЛ этого проекта, фактически построено 215 (что составило рекорд в серийности постройки ПЛ в отечественном ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских подводных сип. В процессе серийного производства в проект вносились некоторые изменения, в частности, в расположении артвооружения — часть ПЛ имела орудие перед рубкой, часть — за рубкой. Кроме этого, на первых 10 ПЛ серии были установлены многоопорные волнорезные щиты конструкции Лебедева, которые имели величину открытия крышек больше, а усилие на тягу меньше, чем волнорезы обычной конструкции. Однако, у этих волнорезов даже при незначительной деформации происходило заклинивание щитов, поэтому, начиная с 6-й лодки серии устанавливались обычные волнорезы. Несмотря на некоторые недостатки, эта достаточно простая в устройстве и надежная ДПЛ была любима подводниками ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования она оказалась одной из самых малошумных ДПЛ ВМФ СССР. В какой-то степени историю жизни ДПЛ пр.613 можно сравнить с жизнью знаменитой русской 3-х линейной винтовки обр.1891 года. Тоже не выдающаяся, но надежная и любимая всеми воинами России. Именно проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению первый международный успех: это первый русский проект ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи и техническая документация на ДПЛ передали Китаю. По условиям договора, первые 3 ДПЛ полностью строились в СССР, а затем в разобранном виде перевозились в КНР. Собирались они в Шанхае, на судостроительном заводе «Дзянань» и испытывались в Порт-Артуре в конце 1957 г. Все последующие ДПЛ строились в Китае, но СССР поставлял для них сталь, электрооборудование, механизмы и вооружение. В конце 1957 года, после успешного завершения испытаний первых трех ДПЛ, в Китае началась подготовка производства к строительству ДПЛ на Уханьском судостроительном заводе в Ханькоу. Головная ДПЛ этого завода испытывалась в Порт-Артуре в период с ноября 1958 г. по январь 1959 г. К этому моменту в Порт-Артуре находилось уже 15 ДПЛ постройки завода «Дзянань». Лодки проекта 613 часто модернизировали или переделывали. Так, у 27 увеличили автономность до 45 суток (проект 613В), на С-384 глубину торпедной стрельбы довели до 70 м (по иностранным данным на этом проекте тестировались новые аккумуляторные батареи) (проект 61ЗЦ), четыре корабля оборудовали станциями дальнего радиолокационного обзора (проект 640 (разрабатывались 640У и 640Т)). Лодки этого проекта использовались для проведения натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые из них получили на вооружение ракеты. ДПЛ С-146 была переоборудована по проекту П-613 для испытаний крылатых ракет комплекса П-5. После завершения этих испытаний и принятия ракет на вооружение, лодки С-44, С-46, С-69. С-80, С-158 и С-162 прошли переоборудование по проекту 644 (разрабатывались 644Д, 644У, 644.7) и получили на вооружение комплекс П-5 и 2 крылатые ракеты и контейнерах за рубкой, а ДПЛ С-61, С-64, С-142, С-152, С-155 и С-164 переоборудованы по проекту 665, разработанному в ЦКБ-112 и получили на вооружение комплекс П-5 и 4 ракеты, размещенные в ограждении рубки. ПЛ С-229 переоборудована по проекту 613Д4 в опытовую лодку для проведения испытаний по подводному старту баллистических ракет Р-21. С-65 прошла переоборудование по проекту 613РВ для отработки ракето-торпед. Более 30 ДПЛ было модернизировано по другим проектам, в том числе ДПЛ С-273 была переоборудована по проекту 613Э «Катран» с воздухонезависимой ЭУ с ЭХГ, С-43 переоборудована для отработка новых видов спасательной техники, включая спасательную камеру (проект 613С), С-63 переоборудована в спасательную ПЛ по проекту 666. В 1959 г. на С-345 и С-378 испытывалась станция звукоподводной связи. С-72 модернизирована по проекту 613А, затем 613АД (для испытаний новых образцов оборудования ракетного оружия — КР «Аметист»), С-45 использовалась для тестов на разрушение, проект 613Е — оснащен системой ВДВ 400 кг/см.кв., проект 613Б — танкер (50-е годы, ЦКБ-112 (ныне — ОАО «ЦКБ Лазурит»), проект не реализован) для заправки топливом гидросамолетов Б-10, проект 613Д5 — испытания комплекса Р-27, проект 613Д7 — испытание комплекса Д-7, проект 613Ш — испытание подледного гидроакустического комплекса и возможности длительного пребывания под водой, проект 613Х — 15-килотонная ракета в одной шахте (не реализован, по данным зарубежных источников), ЕП-613 — предпроектная разработка П-613, проект В-613 — испытание ракеты Р-11ФМ, проект 3П-613 — испытание воздушнонезависимой двигательной системы, проект 613М — переоборудование для испытаний опытных образцов серебряно-цинковых аккумуляторных батарей и гребного электрооборудования с главными электродвигателями повышенной мощности с кремний органической изоляцией. Кроме этого существует (по данным зарубежных источников) несколько «неприжившихся» наименований проектов: 613М — после снятия артвооружения, 613И — экспортный вариант. Эти ДПЛ активно передавались другим странам. 10 ДПЛ переданы Египту, 12 — Индонезии (получили наименования: KRI Cakra (401), KRI Nanggala (402), KRI Nagabanda (403), KRI Trisula (404), KRI Nagarangsang (405), KRI Candrasa, (406), KRI Alugoro (407), KRI Cundamani (408), KRI Hendrajala (409), KRI Pasopati (410), KRI ? (411), KRI Bramastra (412)), 4 — КНДР, 3 -Сирии, 4 — Польше, 2 — Болгарии, 1 — Кубе и еще 4 корабля были захвачены Албанией на базе во Влере в момент разрыва советско-албанских отношений. Две ДПЛ переданы министерству рыбного хозяйства, переоборудованы для океанографических и рыболовных исследований, получили названия «Северянка» (С-148 в 1957) и «Славянка» (?). Два корабля этого типа погибли: С-178 — в 1981 г. на Тихом океане в проливе Босфор Восточный и С-80 (пр. 644) в январе 1961 г. в Баренцевом море. Дальнейшим развитием ДПЛ пр.613 стала ДПЛ проекта 633. Завод 112 ПЛ «С-43»
29.12.1952 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-45»
31.12.1952 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-140»
18.03.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-141»
11.04.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-143» («Ульяновский комсомолец»)
08.04.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-144»
30.09.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-145»
30.06.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-147»
21.12.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-148» («Северянка»)
30.12.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-150»
25.09.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-157»
30.11.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-159»
18.01.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-160»
10.03.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-161»
26.03.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-163»
29.03.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-43»
29.12.1952 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-45»
31.12.1952 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-165»
10.05.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-166»
15.07.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-167»
30.07.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-168»
23.07.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-169»
29.07.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-170»
26.07.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-171»
10.08.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-172»
30.08.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-173»
18.09.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-174»
23.09.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-175»
10.10.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-176»
10.10.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-177»
26.09.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-178»
20.10.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-179»
05.11.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-180»
09.12.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-181»
23.11.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-182»
08.12.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-183»
14.12.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-184»
18.12.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-185»
20.12.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-186»
30.12.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-192»
22.12.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-193»
28.04.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-194»
17.08.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-195»
17.08.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-196»
25.05.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-197»
01.04.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-198»
24.03.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-199»
28.03.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-200»
29.03.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-250»
24.07.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-261»
02.04.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-262»
30.06.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-263»
30.06.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-264»
31.07.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-265»
31.07.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-266»
02.08.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-267»
09.07.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-268»
31.07.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-269»
29.07.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-270»
27.08.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-271»
31.08.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-272»
30.09.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-274»
20.08.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-275»
25.10.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-276»
21.10.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-277»
30.09.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-278»
12.11.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-279»
20.10.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-280»
22.09.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-281»
07.10.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-282»
25.10.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-283»
31.10.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-284»
12.11.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-285»
31.12.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-286»
31.12.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-287»
31.12.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-288»
31.12.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-289»
31.12.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-290»
03.02.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР перечислена в состав КТОФ. ПЛ «С-291»
02.02.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-292»
31.03.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР перечислена в состав КТОФ. ПЛ «С-293»
29.02.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-294»
11.04.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-295» («Ульяновский комсомолец»)
25.07.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-296»
30.06.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР и принята в состав КСФ, вошла в состав 22 дивизии ПЛ СФ. ПЛ «С-297»
31.08.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-300» («Брянский комсомолец»)
08.09.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-325»
17.08.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-326»
19.07.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-327»
17.07.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-328»
24.08.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-329»
28.07.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-338»
24.08.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-339»
31.07.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-340»
10.08.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-341»
08.09.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-342»
18.09.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-343»
25.09.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-344»
24.09.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-345»
11.10.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-346»
22.10.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-347»
26.10.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-348»
30.11.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-349»
31.12.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР. «С-360»
17 марта 1955 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка «С-361»
23 марта 1955 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка «С-362»
31 мая 1955 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка «С-363»
12 января 1956 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка «С-364»
31 января 1956 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка «С-365, РЭС-923, ПЗС-86»
29 февраля 1956 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
Завод 199 С-331, УТС-410 30 марта 1954 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка С-332 22 октября 1954 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка С-333, УТС-430 4 декабря 1954 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка С-334
10 марта 1955 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка С-335
23 марта 1955 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка С-336, ПЗС-545
15 июня 1955 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка С-337, УТС-320
30 августа 1955 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка С-390
28 октября 1955 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка С-390 «Bramastra» (ВМС Индонезии)
28 декабря 1955 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка С-392
18 февраля 1956 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка С-393
29 марта 1956 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка
Завод 189
С-153
9 августа 1952 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
С-154
6 сентября 1952 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
С-156
25 октября 1952 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
С-187
28 января 1954 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
С-188
31 марта 1954 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
С-189
31 марта 1954 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
С-190
1 июня 1954 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
С-191 «Псковский комсомолец»
1 июня 1954 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
С-355 «Bielik» № 295 (ВМС Польши)
28 июля 1954 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
С-356
8 октября 1954 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
С-357
25 августа 1954 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
С-358
3 января 1955 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
С-359
24 января 1955 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
Завод 44
С-63
18 сентября 1950 года заложена на Черноморском судостроительном заводе (№ 444, г. Николаев).
ПЛ «С-66»
03.01.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-67»
07.02.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-68»
20.04.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-70»
12.04.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-71»
06.10.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-72»
20.09.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-74»
24.11.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-75»
14.12.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-76»
31.12.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-77» («Тюменский комсомолец»)
19.05.1952 г. зачислена в списки кораблей ВМФ.
ПЛ «С-78»
29.05.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-79»
30.05.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-86»
03.06.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-87»
18.06.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-88»
30.09.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-89»
06–07.1954 г. испытания артустановки СМ-24-ЗИФ (доработанной).
ПЛ «С-90»
22.09.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-91»
28.08.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-95»
29.09.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-96»
31.10.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-97»
17.11.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР. ПЛ «С-98» 31.08.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-100»
30.12.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-217»
31.12.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-218»
17.03.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-219»
30.04.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-220»
28.04.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-221» («Комсомолец Таджикистана»)
31.05.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-222»
31.05.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-223»
30.06.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР перечислена в состав КТОФ.
ПЛ «С-224»
16.07.1954 г. зачислена в списки кораблей ВМФ.
ПЛ «С-225»
16.07.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР перечислена в состав КТОФ.
ПЛ «С-226»
30.07.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-227»
31.08.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-228»
16.09.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-230»
29.09.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-231»
19.10.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-232»
30.11.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-233»
26.12.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-234»
16.12.1955 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-235»
08.02.1956 г. вступление в строй ВМФ СССР перечислена в состав КТОФ.
ПЛ «С-236»
08.02.1956 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-237»
14.02.1956 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-238»
28.04.1956 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-239»
24.05.1956 г. вступление в строй ВМФ СССР перечислена в состав КТОФ.
ПЛ «С-240»
30.05.1956 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-241»
29.05.1956 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-242»
30.06.1956 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-243»
25.08.1956 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-244»
31.08.1956 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-245»
14.09.1956 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-246»
30.09.1956 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-374»
31.10.1956 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-375»
23.01.1957 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-376»
31.12.1956 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-377»
23.02.1957 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-378»
24.03.1957 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-379»
29.04.1957 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-380»
30.06.1957 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-381»
24.05.1957 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-382»
29.06.1957 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-383»
28.08.1957 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-384»
30.11.1957 г. вступление в строй ВМФ СССР.
|
ремонт ванной под ключ ремонт ванной под ключ |
![]() |
|
![]() |
|
All rights reserved. Copyright 2008 |