![]() |
ПОДВОДНАЯ РОССИЯ | ![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
всем подводникам посвящается | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
![]()
Дизельная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 629 (629А) (24 единицы) 1959 ![]() В 1959 году советский ВМФ получил первую ракетную подводную лодку специальной постройки проекта 629 с дизель-электрической энергетической установкой. В мае 1954 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало ЦКБ-16 тактико-техническое задание на разработку технического проекта ракетной подводной лодки. Оно предусматривало максимум унификации с торпедными ПЛ проекта 611 и более современной — проекта 641. после дняя и была взята в качестве базовой. Эскизное проектирование, выполненное под руководством главного конструктора лодки Н.Н. Исанина выявило «полную несостоятельность требований ТТЗ 1954», что особенно проявилось в разделе, посвященном ракетному вооружению. 11 января 1956 года было утверждено новое техническое задание на ПЛ и ракетный комплекс Д-2, содержавшее радикально переработанные требования. Чтобы ускорить ввод в строй новых ракетных лодок, Исанин предложил проектировать субмарину под комплекс Д-1, но заложить возможности для дальнейшей модернизации под более мощные ракеты. Такой путь позволял не ждать результатов завершения испытаний ракетного вооружения, а развернуть работы немедленно. Предложение было принято. Архитектура ПЛ проекта 629 отличалась рядом особенностей, обусловленных, в первую очередь, необходимостью разместить ракетные шахты в специальном отсеке. Для понижения центра тяжести и обеспечения положительной остойчивости лодки при всплытии, прочный корпус ракетного отсека впервые был выполнен в форме «восьмерки», в виде двух пересекающихся на распорной платформе цилиндров. Длинное, высокое и широкое ограждение кроме прочной рубки и выдвижных устройств закрывало и верхние части шахт. Конструктивно ПЛ делилась на восемь отсеков. Строительство двух головных лодок началось в 1957 году в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В конце 1958 года они были представлены на испытания. Одновременно развернулось серийное строительство ПЛ проекта 629. К началу 1960 года Северный флот получил пять ракетных лодок, а Тихоокеанский флот — две. Всего же их построили 22 единицы. До принятия на вооружение ракет Р-13, три лодки, сданные к тому времени, несли по три Р-11ФМ. К испытаниям ракеты Р-13 привлекалась лодка проекта 629. С ноября 1959 года по август 1960 года с борта подводной лодки Б-92, входившей в состав Северного флота, выполнили 13 запусков (11 успешных), после чего 13 октября 1961 года ракета была принята на вооружение ВМФ. С подводной лодки К-102 (командир — Г. И. Каймак, командир ракетной боевой части — В. Н. Архипов, командир группы управления — В. Ф. Савенко) 20 октября 1961 года был выполнен единственный в мире пуск ракеты Р-13 в варианте с термоядерным зарядом мегатонного класса. Как и Р-11ФМ ракета Р-13 могла быть запущена только из надводного положения (время старта первой ракеты после всплытия составляло 4 минуты), что значительно снижало боевую ценность новых подводных лодок. Успешные бросковые испытания прототипов, а также завершение отработки различных систем ракетного комплекса, получившего обозначение Д-4, позволили перейти к этапу летно-конструкторских испытаний. Для ускорения завершения работ, в чем были очень заинтересованы руководители ВМФ и промышленности, решено было объединить несколько этапов (летно-конструкторские и войсковые) и провести совместные испытания. Главком ВМФ для выполнения этой программы выделил дизельную подводную лодку К-142 проекта 629Б из состава Северного флота. Она создавалась и строилась в качестве опытовой для отработки новой ракетной техники. первый пуск ракеты Р-21 из подводного положения состоялся 24 февраля 1962 года. Всего в ходе испытаний было выполнено 27 пусков ракет. Они позволили отработать надежный и безопасный подводный старт ракет. Комплекс Д-4 с ракетой Р-21 был принят на вооружение постановлением Совмина СССР от 15 мая 1963 года. По своему техническому уровню Р-21 была значительным шагом вперед, но, к сожалению, только по сравнению со своими советскими предшественницами. Она была выполнена одноступенчатой, с несущими топливными баками и отделяемой головной частью. В 1959 г. был выполнен эскизный проект 629Д4, определивший предварительно основные элементы корабля при установке нового комплекса. Технический проект мог быть разработан только после окончательного определения приборного состава систем комплекса, стартовой установки, массогабаритных характеристик ракеты и остальных элементов. Такой момент наступил после создания экспериментальной лодки пр. 629Б. Уже в июле 1962 года было принято решение модернизировать лодки с целью установки ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21 (проект 629А). при разработке этого проекта исходили из необходимости максимального сокращения объема всех работ. Основные изменения коснулись четвертого отсека и междубортного пространства в районе этого отсека. при шлось установить новые шахты. В кольцевом зазоре четвертого отсека установили балластные цистерны, предназначенные для удержания лодки на глубине в момент старта ракет. Ракеты устанавливались в шахты в заправленном состоянии, где они могли находиться до трех месяцев. По истечении этого срока их необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Стрельба производилась с глубины до 50 м, при волнении моря до 5 баллов и скорости подводной лодки до 4 узлов. Время между стартами первых двух ракет составляло около 5 минут. Для обеспечения ракетной стрельбы использовались корабельные счетно-решающие приборы «Ставрополь-1» и «Изумруд-1», которые вырабатывали углы наведения бортовых гироприборов ракеты относительно плоскости стрельбы и плоскости горизонта. Навигационный комплекс «Сигма» применялся для выработки курса и определения скорости подводной лодки, автоматического определения текущего значения географических координат и выработки текущих значений углов бортовой и килевой качки. Начиная с 1963 года 14 кораблей прошли модернизацию по проекту 629А (8 на СМП и 6 на ССЗ им. Ленинского Комсомола), в результате которой они получили на вооружение БР Р-21 с подводным стартом и дальностью стрельбы до 1400 км. Это были первые ПЛ с БР подводного старта. 6 лодок были размещены на Балтике, остальные на Тихом океане, где находились в боевом строю до конца 80-х годов. Из числа остальных кораблей одна лодка прошла переоборудование с удлинением корпуса и надстройки на 20 м с целью размещения 6 шахт для испытаний баллистических ракет типа РСМ-40 по проекту 601. Назначение ПЛ К-113 проекта 629Н мною не выяснено, но в некоторых источниках проводятся упоминания о создании на базе этой лодки минного заградителя (правда, называют этот проект 629И). ПЛ К-153 прошла модернизацию по проекту 619 в опытовый корабль для испытаний ракет РСМ-52 (с одной шахтой). Отработка ракеты началась с бросковых испытаний полномасштабных макетов пусками с плавстенда и экспериментальной подводной лодки. Всего запущено 9 ракет с плавстенда и 7 с подводной лодки. Эти испытания позволили отработать подводный и надводный старт из «сухой» шахты под пороховым аккумулятором давления. На базе ракеты Р-27 была разработана ракета Р-27К, головная часть которой была оснащена средствами визирования цели и коррекции траектории на конечном участке полета. Эта ракета, получившая индекс 4К-18 (SS-NX-13), была рассчитана на поражение как точечных радиоконтрастных целей на берегу, так и надводных кораблей (авианосных соединений). Опытовая эксплуатации ракеты началась в 1974 г. Этими ракетами была оснащена только одна подводная лодка К-102, переоборудованная по проекту 605. На трех ПЛ ракеты были демонтированы, а вместо них в ограждении рубки размещены антенны для использования их в качестве кораблей связи и управления (проект 629Р). Эти лодки оставались в составе флота до начала 90-х годов. Также имеется ряд нереализованных модификаций: 629П — предэскизный проект размещения комплекса Д-4 на ПЛ пр.629. 629Д6 — в 1959 был выполнен эскизный проект ПЛ с установкой комплекс Д6 в 3-х шахтах. 629Д7 — в 1962 был начат эскизный проект ПЛ с установкой комплекса Д7. В629 — проект подводной лодки с одной ракетой Р-15. 629М — проект ПЛ с вспомогательной атомной установкой. В некоторых зарубежных источниках упоминаются еще две модификации — 629КС (торпедный вариант) и 629КО (штабной корабль) Из переоборудованных лодок проекта 629А, одна (К-129 Тихоокеанского флота) погибла во время боевого патрулирования 8 марта 1968 года. Как полагают большинство источников (одна из версий), причиной ее гибели стало столкновение с американской ПЛА «Суордфиш», следившей за советской ПЛ.
ПЛ «Б-40» («К-72», «Б-372»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Северного флота, 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ. 30.01.1969 г. перечислена в состав 16 ДиПЛ 3 ФлПЛ СФ. 26.12.69–12.12.72 Прошла модернизацию по проекту 629А, переименована в «К-72». 25.12.1972 г. подписание приемного акта. 01.09–09.11.74 г. боевая служба в западной части Атлантического океана. 14.10.1976 г. по мере устаревания переведена с СФ на БФ для дежурства в Балтийском море, вошла в состав 16 ДиПЛ 14 ЭПЛ БФ (г. Лиепая). 10.03–07.05.77 г. боевая служба в Балтийском море. 07.1977 г. переведена в подкласс больших ПЛ с БР, переименована в «Б-372». 03.11–28.12.77 г. боевая служба в Балтийском море. 10.08–06.10.78 г. боевая служба в Балтийском море. 01.09.1989 г. выведена из состава флота, разоружена и брошена полузатопленной в Лиепае (Латвия).
ПЛ «Б-41» («К-79», «Б-79»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Северного флота, 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
ПЛ «Б-42» («К-83», «Б-83», «БС-83»)
09.1959 г. Торжественный спуск ПЛ со стапелей.
ПЛ «Б-45» («К-88», «Б-183»)
В 1960 г. переименована в «К-88».
ПЛ «Б-61» («К-93», «Б-93»)
Переименована в «К-93».
ПЛ «Б-92» («К-96», «Б-96»)
12.1959 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «Б-93» («К-126»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
ПЛ «Б-95» («К-36», «К-100»)
Переименована в «К-36».
ПЛ «Б-103» («К-129»)
В 1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
ПЛ «Б-109» («К-136»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
ПЛ «Б-113» («K-139»)
1961 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
Б-125, К-107, Б-107, БС-107
12 ноября 1958 года заложена в Северодвинске на «Севмашпредприятии» (N 402).
ПЛ «К-142» («Б-142»)
В 1961 г. достроена по проекту 629Б.
ПЛ «Б-156» («К-113»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР.
ПЛ «К-61» («Б-167», «БС-167»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Северного флота, 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ (дислокация б. Ягельная).
ПЛ «Б-575» («К-75»)
1961 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
ПЛ «К-91»
1961 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
ПЛ «К-99»
1962 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
ПЛ «К-110» («Б-110», «БС-110»)
1962 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
ПЛ «К-163»
1962 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
|
23 неделя беременности |
![]() |
|
![]() |
|
All rights reserved. Copyright 2008 |