АПЛ
всем подводникам посвящается
  
ПЛАРБ
Пр. 658 (658М) (1961)
Пр. 667А «Навага» (1964)
Пр. 667АМ «Навага-М»
Пр. 667Б «Мурена»
Пр. 667БДР «Кальмар»
Пр. 667БДРМ «Дельфин»
Пр. 941 «Акула» (1981)
ПЛАРК
Пр. 659 (1960)
Пр. 675 (1962)
Пр. 670 «Скат» (1968)
Пр. 661 «Анчар» (1969)
Пр. 670М «Чайка» (1974)
Пр. 949 «Гранит» (1982)
Пр. 667АТ «Груша»
Пр. 949А «Антей» (1986)
ПЛАТ
Пр. 627А «Кит» (1958)
Пр. 671 «Ёрш» (1965)
Пр. 645ЖМТ «Кит»
Пр. 671РТМ «Щука»
Пр. 671РТ «Сёмга»
Пр. 705 «Лира» (1972)
Пр. 685 «Плавник»
Пр. 945 Барракуда
Пр. 971 «Щука-Б»
Пр. 945А «Кондор»
ДПЛБ
Пр. АВ611 (1957)
Пр. 629 (1959)
Пр. В611 (1959)
ДПЛКР(19)
Пр. П-613 (1953)
Пр. П-611 (1954)
Пр. 644 (1959)
Пр. 665 (1962)
Пр. 651 (1963)
ДПЛ
Пр. 613 (1951)
Пр. 611 (1953)
Пр. 615 (1956)
Пр. 633 (1958)
Пр. 641 (1958)
Пр. 641Б «Сом» (1972)
Пр. 877 «Палтус» (1982)
 
 
Рекомендуем
 
Реклама
Новости партнёров
Контакты
Админ: Viktor
E-Mail Связь с Админом
ICQ: 470811498

 
 

 
 
ПОДВОДНАЯ РОССИЯ
                 
1903-1926   1927-1950   1951-1991   1992-2006   Оружие
1903-1906
1927-1950
 
1951-1991
 
1992-2006
 
Оружие


Дизельная подводная лодка с баллистическими ракетами
Проект В611
(1 единица)
1959

Пр. В611

В 1953 г. командование ВМФ, создатели ракет и судостроители предложили правительству оснастить часть новых субмарин баллистическими или крылатыми ракетами. Идею одобрили, тем паче стало известно, что американцы уже приступили к довооружению своих лодок подобным оружием. В январе 1954 г. Совет Министров СССР принял постановление «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия...», той совершенно секретной программе присвоили код «Волна». Главным конструктором будущего ракетоносца назначили Н. Исанина, ракетами занялся в СКБ-1 С. Королев. Работа предстояла немалая, хотя бы потому, что никто не знал, каким будет пуск с качающейся платформы, повлияют ли раскаленные газы на стартовое устройство и корпус, выдержат ли ракеты многосуточную качку и давление на глубине. Да и саму шахту пришлось разрабатывать впервые. В частности, «требовалось создать принципиально новый агрегат, способный удерживать ракету после ее погрузки на лодку, — писал работник Специального проектно-монтажного бюро машиностроения «Малахит» В.Жарков, — убрать ее в шахту, выдвинуть перед стартом и освободить от крепления в нужный момент. Все эти операции после всплытия корабля требовалось выполнить за 5 мин, и при волнении до 5 баллов, да еще с ракетой, весившей свыше 5 т!»

В августе 1954 г. проекту ракетоносца присвоили индекс В-611, его главным оружием сделали баллистическую Р-11, которую после соответствующей доработки для флота назвали Р-11ФМ. В сентябре проект утвердили. За основу взяли проект 611. Из четвертого отсека решили убрать 4 группы аккумуляторов, в его носовой части и удлиненной рубке смонтировать две вертикальные шахты длиной по 14 м и диаметром 2 м. при шлось снять артиллерию и часть запасных торпед. Для обеспечения ракетной стрельбы на лодку установили гироазимут горизонта «Сатурн», предназначенный для определения параметров качки и рыскания, и счетно-решающие приборы «Доломит» для выдачи целеуказаний бортовой системе управления ракет Р-11ФМ. Для проверки новых устройств изготовили испытательные стенды. Летные испытания ракеты начались в начале на полигоне Капустин Яр. В 1954 г. Северному судостроительному заводу № 402 в Молотовске (ныне Северодвинск) передали Б-67, построенную годом раньше в Ленинграде и переведенную по Беломоро-Балтийскому каналу. Ее поставили в док, а затем в закрытый эллинг, срезали часть легкого корпуса и кормовую оконечность рубки, ну, а дальше действовали, как предписывал проект В-611.

Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении лодки в надводном положении, при волнении моря до 4 ... 5 баллов и скоростях хода 8 ... 12 узлов. Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном положении, на что уходило до двух часов. Пуск первой ракеты мог быть произведен через 5 минут после всплытия подводной лодки. За это время пусковой стол с ракетой поднимался на уровень верхнего среза шахты.

11 сентября на Б-67 был поднят Военно-морской флаг. первый выход на ракетную стрельбу назначили на пятый день после вступления лодки в строй. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября, на борт Б-67 была доставлена ракета. На лодку прибыли Н. Исанин и С. Королев, а также представители промышленности и морского полигона. Капитан 2-го ранга Ф.Козлов (ныне Герой Советского Союза, контр-адмирал в отставке) вывел Б-67 в море. Уже после того, как лодка легла на боевой курс, на катере прибыл и поднялся на борт адмирал Л.А. Владимирский, временно исполнявший в то время обязанности заместителя главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению.

Чтобы обеспечить точную стрельбу, недалеко от поселка Ненокса были установлены створные знаки, обеспечивавшие выполнения задачи прицеливания. На воде, в точке старта, был установлен буй. За час до намеченного времени старта началась подготовка ракеты к пуску. 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955 года из акватории Белого моря, впервые в мире, с борта подводной лодки, находившейся в надводном положении, успешно стартовала баллистическая ракета. Вскоре пришло донесение с боевого поля — ракета, пролетев 250 км, приземлилась, точность стрельбы в заданных пределах. Всего 1955 году с Б-67 было произведено восемь пусков.

По результатам испытаний Б-67 в ЦКБ-16 была начата корректировка проекта В-611. К концу 1955 года работы были закончены, и новый проект получил индекс АВ-611.

11 ноября ракетоносец вновь приняли в состав ВМФ, на сей раз в качестве учебно-опытового корабля. Б-67, под командованием капитана 3-го ранга И.Гуляев (ныне капитан 1-го ранга в отставке, Герой Советского Союза), продолжала испытания. Предстояло проверить герметичность шахт в длительном походе, в том числе в шторм, и на большой глубине. Больше того, в конце 1957 г. ракетоносец, (разумеется, без экипажа) притопили и в 80–125 м от него сбросили несколько глубинных бомб, причем одна взорвалась над шахтами. после этого лодку подняли и тщательно обследовали — лишь отдельные механизмы получили незначительные повреждения, зато шахты почти не пострадали.

В одном из походов, когда успешно выпустили обе ракеты, снова участвовал С.Королев.

В 1958 году летные испытания Р-11ФМ закончились, и в феврале 1959 года ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой Р-11ФМ был принят на вооружение.

Длительное время Б-67 использовалась для накопления опыта эксплуатации ракетного оружия. Не раз перестраивались для отработки различных систем вооружений. Так, например, в 1958 году была переоборудована для испытаний ракет с подводным стартом (проект ПВ611).

Б-67, Б-867, УТС-67

26 марта 1953 года заложена в г. Ленинграде на заводе №196 («Судомех») как большая торпедная ПЛ проекта 611, достраивалась в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в г. Молотовске по проекту В611.
5 сентября 1953 года спущена на воду.
11 сентября 1955 года поднят флаг ВМФ СССР.
15 сентября 1955 года первый выход в море.
16 сентября 1955 года 17 часов 32 минуты из акватории Белого моря, впервые в мире, с борта подводной лодки, находившейся в надводном положении, успешно стартовала баллистическая ракета.
30 июня 1956 года вступила в строй.
В 1957 году экспериментальное затопление с целью проверки воздействия глубинных бомб (без экипажа).
В 1958 году модернизация по проекту ПВ611. Испытание ракеты С4,7.
В августе-сентябре 1959 года началась отработка подводного старта с подводной лодки на Белом море. Старт из-под воды долго не получался.
10 сентября 1960 года первый в СССР успешный прицельный пуск баллистической ракеты из-под воды по боевому полю. Ракета стартовала с глубины 30 метров при скорости лодки в 3,2 узла.
В 1964 году переоборудование на СРЗ-35 ВМФ (г. Роста) по проекту 611РА. В конце года было закончено, и ПЛ была предъявлена НИИ-3 для настройки станции «Радиан-1».
В 1965 году производилась настройка аппаратуры станции, проводились заводские ходовые испытания подводной лодки и государственные испытания станции «Радиан-1» с целью принятия ее на вооружение. В конце года испытания станции «Радиан-1» окончились с положительными результатами.
1 апреля 1976 года расформирован экипаж.

Тактико-технические характеристики Проект В611
Водоизмещение надводное, м. куб. 1890
Водоизмещение подводное, м. куб. 2415
Скорость в надводном положении, узлов 16,5
Скорость в подводном положении, узлов 12,5
Дальность плавания в надводном положении, миль 3650
Дальность плавания в подводном положении, миль 290
Запас плавучести, проценты 27
Автономность, суток 58




 
 
 
     































































Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
             
All rights reserved. Copyright 2008