АПЛ
всем подводникам посвящается
  
ПЛАРБ
Пр. 658 (658М) (1961)
Пр. 667А «Навага» (1964)
Пр. 667АМ «Навага-М»
Пр. 667Б «Мурена»
Пр. 667БДР «Кальмар»
Пр. 667БДРМ «Дельфин»
Пр. 941 «Акула» (1981)
ПЛАРК
Пр. 659 (1960)
Пр. 675 (1962)
Пр. 670 «Скат» (1968)
Пр. 661 «Анчар» (1969)
Пр. 670М «Чайка» (1974)
Пр. 949 «Гранит» (1982)
Пр. 667АТ «Груша»
Пр. 949А «Антей» (1986)
ПЛАТ
Пр. 627А «Кит» (1958)
Пр. 671 «Ёрш» (1965)
Пр. 645ЖМТ «Кит»
Пр. 671РТМ «Щука»
Пр. 671РТ «Сёмга»
Пр. 705 «Лира» (1972)
Пр. 685 «Плавник»
Пр. 945 Барракуда
Пр. 971 «Щука-Б»
Пр. 945А «Кондор»
ДПЛБ
Пр. АВ611 (1957)
Пр. 629 (1959)
Пр. В611 (1959)
ДПЛКР(19)
Пр. П-613 (1953)
Пр. П-611 (1954)
Пр. 644 (1959)
Пр. 665 (1962)
Пр. 651 (1963)
ДПЛ
Пр. 613 (1951)
Пр. 611 (1953)
Пр. 615 (1956)
Пр. 633 (1958)
Пр. 641 (1958)
Пр. 641Б «Сом» (1972)
Пр. 877 «Палтус» (1982)
 
 
Рекомендуем
 
Реклама
Новости партнёров
Контакты
Админ: Viktor
E-Mail Связь с Админом
ICQ: 470811498

 
 

 
 
ПОДВОДНАЯ РОССИЯ
                 
1903-1926   1927-1950   1951-1991   1992-2006   Оружие
1903-1906
1927-1950
 
1951-1991
 
1992-2006
 
Оружие


Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами
Проект 949 «Гранит»
(2 единицы)
1982


Пр. 949 "Гранит"

В результате совершенствования морских вооружений потенциального противника «противоавианосные» возможности Cоветских ПЛАРК проекта 675 (даже после их модернизации) выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения его группировок. Требовалось создание нового, значительно более мощного и дальнобойного ракетного комплекса с подводным стартом, обеспечивающего нанесение маскированных ударов из-под воды по кораблям с больших дистанций с возможностью избирательного поражения целей.

Под новый комплекс требовался и новый носитель, способный вести залповую стрельбу из подводного положения 20–24 ракетами (по расчетам, именно такая концентрация средств поражения позволяла «пробить» ПРО перспективного американского авианосного соединения). Кроме того, новый ракетоносец должен был обладать повышенными скрытностью, скоростью и глубиной погружения, что обеспечивало ему возможность преодоления противолодочной обороны противника и отрыв от преследования.

Поисковые работы по созданию подводного ракетоносца 3-го поколения начались в 1967 году, а в 1969 году ВМФ было выдано официальное тактико-техническое задание на создание «тяжелого подводного ракетного крейсера», оснащенного ракетным комплексом оперативного назначения.

Проект, получивший индекс «949» и шифр «Гранит», разрабатывался в ЛМПБ «Рубин» под руководством главного конструктора П.П. Пустынцева. После его смерти в 1977 году главным конструктором был назначен И.Л. Баранов, а главным наблюдающим от ВМФ — В.Н. Иванов. При разработке нового ракетоносца предполагалось широко использовать научно-технический задел и отдельные конструкторские решения, полученные при со здании самой скоростной в мире подводной лодки проекта 661.

Ракетный комплекс «Гранит», создававшийся ОКБ-52 (ныне НПО Машиностроения), должен был отвечать чрезвычайно высоким требованиям: максимальная дальность — не менее 500 км, максимальная скорость — не менее 2500 км/ч. От предшествующих комплексов аналогичного назначения «Гранит» отличали гибкие адаптивные траектории, универсальность по старту (подводный и надводный), а также носителям (подводные лодки и надводные корабли), залповая стрельба с рациональным пространственным расположением ракет, помехозащищенная селективная система управления. Допускалась стрельба по целям, координаты которых известны с большими погрешностями, а также при большом времени устаревания данных. Все операции по повседневному и стартовому обслуживанию ракет автоматизировались. В результате «Гранит» приобретал реальную возможность решать любую задачу морского боя нарядом одного носителя.

Однако эффективность противокорабельного ракетного комплекса большой дальности в значительной степени определялась возможностями средств разведки и целеуказания. Система «Успех», основу которой составлял самолет Ту-95, уже не обладала необходимой боевой устойчивостью. Была создана новая система МКРЦ — «Легенда»

В ноябре 1975 г. начались испытания ракетного комплекса «Гранит», завершившиеся в августе 1983 г. Однако еще до их окончания в состав Северного флота вошел головной подводный крейсер.

Комплекс «Гранит» был принят на вооружение в 1983 году. Сверхзвуковая ПКР «Гранит» имеет автономную бортовую систему управления и высокоустойчивую (помехозащищенную) ССН. Опубликованы следующие основные характеристики ракеты: длина — 10,0м, диаметр — 0,85м, размах крыла — 2,6м, стартовая масса — 7000кг, скорость полета — 2,5М, дальность стрельбы — 550 км, боевая часть — ядерная или фугасная массой 750кг.

Улучшенные по сравнению с ПКР «Аметист» и «Малахит» основные характеристики ПКР «Гранит» — увеличенная скорость и дальность полета, а также большая масса БЧ были получены не только за счет совершенствования новой ракеты, но и за счет увеличения ее массогабаритных характеристик.

В результате не только ПКР «Гранит», но и их подводные носители — ПЛАРК проекта 949 существенно отличались от ранее созданных ПЛАРК проектов 670 и 670М.

На ПЛАРК проекта 949 принят втрое больший, чем у ПЛАРК проектов 670 и 670М ракетный боекомплект, что при многоракетном залпе обеспечивает возможность преодоления ПКР ПРО корабельных соединений. Существенно большая полная подводная скорость новых ПЛАРК позволяет им осуществлять оперативное развертывание в районы использования, а повышенная скрытность за счет применения механизмов и средств защиты АПЛ третьего поколения, в целом увеличивает эффективность решения возлагаемых на них задач.

ПЛАРК проекта 949 — девятиотсечная ПЛ с ПК цилиндрической формы в носовой и средней частях корабля — районе размещения ракетных контейнеров. Наклонное (под углом 45° к основной плоскости ПЛ) забортное расположение контейнеров (сверху ракетные контейнеры закрыты волнорезными щитами заподлицо с наружным корпусом, установленными из расчета 1 щит на 2 контейнера) , их большое число и значительные габариты обусловили большую ширину корабля и развитое междубортное пространство, Кроме противокорабельного ракетного вооружения ПЛАРК оснащена мощным торпедным и торпедно-ракетньм вооружением двух калибров, которое размещено в носовом отсеке ПК корабля.

Для обеспечения ПЛАРК высокой скорости полного подводного хода предусмотрена АЭУ большой мощности (двухвальная, с двумя паропроизводящими и двумя паротурбинными установками) и раздвоенная форма кормовой оконечности (подобно, принятой в проекте 661). Главная энергетическая установка максимально унифицирована с пр.941, имеет блочную конструкцию и систему двухкаскадной амортизации. АЭУ включает два реактора водоводяного типа ОК-650Б (по 190 мВт) и две паровые турбины (98.000 л. с.) с ГТЗА ОК-9, работающие на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов и два турбогенератора ДГ-190 (2 х 3200 кВт).

Торпедное вооружение представлено автоматизированными 533-мм и 650-мм ТА с устройством быстрого заряжания со стеллажами продольной и поперечной подачи. Благодаря которому весь боезапас торпед мог быть использован в течение нескольких минут. ТА позволяют вести стрельбу торпедами, а также ракето-торпедами «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения.

Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС. Корабль оснащен автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом «Медведица».

ПЛАРК имеет неограниченный район плавания в т.ч. в Арктических районах, что обеспечивается специальными подкреплениями легкого корпуса и ограждения рубки. Для совершения длительных автономных походов на корабле созданы хорошие условия обитаемости экипажа с комфортными каютами, санитарно-бытовыми и спортивными помещениями, зоной отдыха. Для возможности спасения личного состава в аварийных ситуациях, в ограждении рубки ПЛ установлена всплывающая спасательная камера на весь экипаж корабля.

Развитое вооружение, средства защиты, а также мощная энергетика, обусловили большое водоизмещение, главные размерения, что заставило вести постройку ПЛАРК третьего поколения на «Севмашпредприятии» в г. Северодвинске. Серийное строительство развернутое с середины 70-х годов, завершилось в 1981 (1980?)г. сдачей ВМФ головного корабля К-525 (первый командир капитан 1 ранга А. Паук, впоследствии контр-адмирал. проводил швартовые и ходовые испытания и выводил с завода капитан 1 ранга А. Илюшкин). В общей сложности предполагалось построить 20 ПЛРК данного типа.

По проекту 949 было построено только 2 корабля, последующие корабли строились по проекту 949А с дополнительным, для улучшения внутренней компоновки систем вооружения и вспомогательного оборудования, отсеком ПК и соответственно с увеличенной длиной и водоизмещением ПЛ.

В условиях постоянного недостаточного финансирования флота, которое началось в ранних 1990-х, ВМФ России вынужден был сделать серию трудных решений направленных на сохранение ядра флота, в том числе и подводного. Это привело к резкому сокращению подводного флота, ускоренному выводу кораблей ранних сроков постройки и находящихся в плохом состоянии, направлению имеющихся средств на поддержание новых кораблей. Корабли проекта 949 были выведены из состава флота в 1996 году.

По мнению многих аналитиков, что также как и в развитии ПЛАРБ сторонники развития ПЛАРК в пр. 949 переступили пределы здравого смысла и логики. На повестку дня в подводном кораблестроении вставал вопрос создания многоцелевых ПЛА. В этом случае для решения задачи поражения АУГ если таковую необходимо было бы все же решать многоцелевые ПЛ должны действовать в составе разнородных сил — авиации, ПЛ, НК и т.д. Можно сказать, что развитие ПЛАРК в ВМФ СССР было вполне оправдано лишь до середины 70-х гг. Именно к этому моменту они как главная ударная сила по борьбе с АУГ себя исчерпали и их дальнейшее развитие определялось либо инерцией, либо полным непониманием тогдашним руководством ВМФ СССР законов развития военной техники.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод — проектирование и строительство «узкоспециализированных» ПЛАРК имело смысл лишь до определённого момента. Как показывает мировой опыт будущее за многоцелевыми ПЛ, способными решать широкий спектр задач, в том числе и борьбу с ударными авианосными соединениями. Но это ни в коей мере не умоляет высоких боевых возможностей кораблей проекта 949.

 

Тактико-технические характеристики Проект 949 «Гранит»
Водоизмещение надводное, м. куб. 12500
Водоизмещение подводное, м. куб. 22500
Длина, м 144
Ширина, м 18,2
Осадка, м 9,2
Скорость в надводном положении, узлов 15
Скорость в подводном положении, узлов 32
Глубина погружения рабочая, м 500
Глубина погружения предельная, м 600
Автономность, суток 120
Экипаж, чел. 94

Вооружение ракетное: 24 ПКР «Гранит»
Вооружение торпедное: ТА 650мм — 4 шт., ТА 533мм — 4 шт.


 
 
 
     

























Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
             
All rights reserved. Copyright 2008