![]() |
ПОДВОДНАЯ РОССИЯ | ![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
всем подводникам посвящается | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
![]()
Атомная подводная лодка Проект 671РТМ «Сёмга» (8 единица) 1971 ![]() С целью совершенствования АПЛ пр. 671, усиления ее боевой эффективности СПМБМ «Малахит» в инициативном порядке выполнило в 1962 г. проработку лодки с двумя и четырьмя ТА калибра 650 мм. По ее результатам было признано целесообразным разработать технический проект АПЛ с четырьмя ТА калибра 533 мм и двумя калибра 650 мм, присвоив ему шифр 671РТ (РТ — ракетоторпеды). ТА калибра 650 мм предполагалось использовать под создаваемые в то время торпеды и ракетоторпеды с увеличенной дальностью стрельбы. Кроме того, после аварии на одной из АЛЛ, предполагалось установить на АПЛ пр.671РТ дизель-генератор увеличенной мощности. Продолжались работы по снижению шумности отечественных подводных лодок, которые в то время существенно уступали в этом отношении АПЛ стран НАТО, особенно США. Эти проработки в группе главного конструктора (ГГК) возглавил заместитель главного конструктора В.Д. Левашов. В дальнейшем в ГГК появился еще один заместитель главного конструктора — А.В. Кутейников. Работа велась под непосредственным руководством Г.Н. Чернышева. От ВМФ главным наблюдающим был назначен В. А. Отсон, а наблюдение за рабочим проектированием от Министерства обороны (МО) возглавлял капитан 1 ранга В.Н. Воронов, а с 1971 г. капитан II ранга А. Г. Варышев. Технический проект был завершен в 1964 г. Водоизмещение корабля возросло на 350 м3, длина — на 4,8 м, максимальная подводная скорость уменьшилась на один узел. Все остальные характеристики АПЛ, включая и скрытность, остались почти без изменений. Несмотря на определенную «противолодочную» специализацию, крейсерские подводные лодки 671РТ проекта являлись все же многоцелевыми кораблями, призванными бороться и с надводными кораблями противника. При этом наиболее важными и сложными целями являлись ударные авианосцы США. Для того чтобы потопить авианосец послевоенной постройки, требовались десятки попаданий в его борт торпед калибром 533 мм или применение спецбоеприпаса (что далеко не всегда было возможно по военно-политическим соображениям). А совершенствование противолодочных средств авианосного соединения, в частности — широкое использование вертолетов ПЛО, внедрение новых корабельных гидроакустических комплексов большой мощности, буксируемых ГАС переменной глубины и противолодочных управляемых ракет (типа АSRОС, «Икара», «Марафон»), потребовало увеличения дальности применения противокорабельного торпедного оружия. С целью расширения боевых возможностей лодок 671РТ проекта в борьбе с надводными кораблями (в первую очередь — ударными авианосцами противника) в ноябре 1961 г. было принято совместное решение ВМФ и Министерства судостроительной промышленности усилить торпедное вооружение за счет оснащения АПЛ новыми сверхмощными дальноходными торпедами 65–73 калибром 650 мм. Одна-две такие торпеды могли полностью вывести из строя крупный боевой корабль (авианосец или линкор). Использование мощной ядерной боевой части еще больше увеличивало потенциал этого оружия. Другой важнейшей особенностью крупнокалиберных торпед была их способность преодолеть 50-километровое расстояние со средней скоростью 50 узлов (до настоящего времени ни одна зарубежная торпеда не обладает подобными возможностями). Для размещения нового крупногабаритного оружия на борту лодки потребовалось внесение ряда изменений в конструкцию корабля, в частности увеличение длины торпедного отсека. Правда, в связи с увеличением размеров отсека из-за большой длины торпед и ракетоторпед калибра 650 мм в целях обеспечения надводной непотопляемости пришлось установить герметичную горизонтальную платформу, разбив первый отсек на два. Другим важнейшим нововведением в системе вооружения модернизированного корабля стало его оснащение противолодочным ракетным комплексом «Вьюга», разработка которого велась с 1960 г. на свердловском ОКБ-9 Уралмашзавода под руководством главных конструкторов Ф. Ф. Петрова и Н. Г. Кострулина. Ракета, входящая в комплекс, должна была выстреливаться из ТА подводных лодок на глубине 50–60 м, и выходить из воды, и, летя по баллистической траектории, доставлять в район цели ядерный боеприпас. Предусматривалось создание ракет калибром 533 и 650 мм («Вьюга-53» и «Вьюга-65»). 4 августа 1969 г. правительственным постановлением № 617–209 комплекс «Вьюга» с ракетой 81Р (533 мм) был принят на вооружение ВМФ. Он мог поражать подводные цели на дальностях 10-40 км. Следует заметить, что американский аналог «Вьюги», ПЛРК (разработка Гудьир Эрспейс Корпорейшнл) UUM-44A SUBROC, начал разрабатываться в 1958 г. и был принят на вооружение ВМС США в 1965 г. По сравнению с советским комплексом он имел несколько большую максимальную дальность стрельбы (порядка 50 км), что было обусловлено большей дальностью действия американского гидроакустического комплекса Рейтеон АN/ВQQ-2 по сравнению с отечественным ГАК «Рубин». Поскольку основным источником шума является ГТЗА, по предложению конструктора Н.П. Быкова ГТЗА и АТГ установили на раму блока ПТУ, который, в свою очередь, раскрепили на промежуточной раме. Получилась так называемая двухкаскадная амортизация, которая значительно уменьшила шумность корабля. Турбинный отсек в дальнейшем пришлось увеличить на одну шпацию из-за стесненности в связи с введенным новшеством. Вместо дизель-генератора постоянного тока мощностью 200 кВт лодка получила более мощный дизель-генератор на 460 кВт. При вынужденном расхолаживании в море паро-производящей установки обоих бортов это обеспечивало в подводном перископном положении ход под гребными электродвигателями или подзарядку аккумуляторных батарей. В августе 1965 г. вышло совместное решение по корректировке технического проекта, который был завершен в апреле 1966 г. В связи со сложностями транспортировки корабля по Беломорско — Балтийскому каналу потребовалась переработка всего спускового устройства транспортного дока. В 1966 г. бюро совместно с заводом выполнило большое количество проработок, направленных на снижение транспортной и спусковой массы АПЛ. Внедрение нового оружия и других мероприятий, связанных со снижением шумности корабля, привело к увеличению водоизмещения на 750 м3 по сравнению с АПЛ пр.671. Увеличение объема прочного корпуса было достигнуто за счет увеличения его диаметра в районе центрального поста и 1 отсека, а также удлинения АПЛ на 8,8 м, позволившего разместить дополнительный боезапас. Боевые возможности лодки значительно возросли за счет оснащения ее боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Аккорд». Корабль был оснащен и рядом других новых или модернизированных систем, а также новым комплексом радиосвязи «Молния». В отсеке легкого корпуса за рубкой размещалась буксируемая связная антенна системы «Параван», что дало возможность принимать радиопередачи в СДВ-диапазоне в подводном положении. В процессе проведения среднего ремонта на ПЛА пр. 671РТ ГАК «Рубин» заменялся на ГАК «Рубикон», а РЛК «Каскад» — на РЛК «Альбатрос» с приставкой «Корма». Вооружение состояло из четырех 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых ТА с боезапасом 18 533-мм и шесть 650-мм торпед. Альтернативный вариант — до 46 мин. В связи с изменением количества отсеков пришлось перекомпоновать оборудование в I, II, IV и V отсеках. Личный состав АПЛ увеличился до 98 (?) чел. Основные ТТЭ были утверждены постановлением правительства в апреле 1968 г. По сравнению с АПЛ проекта 671 у лодок проекта 671РТ несколько изменилось и расположение отсеков прочного корпуса: 1-й — торпедные аппараты и боезапас, жилые помещения и провизионные. Строительство предусматривалось на двух заводах — Адмиралтейском и «Красное Сормово». В конце 1967 г. бюро приступило к разработке рабочих чертежей. Для обеспечения строительства трех АПЛ (зав.№621, 625 и 627) с Адмиралтейским заводом была согласована новая разбивка корпуса на секции и блоки и соответственно переделаны рабочие чертежи. Ленинградцы внесли ряд усовершенствований в технологию постройки кораблей: вместо блочного метода был применен более передовой агрегатно-блочный. Посредством специального устройства рамы с уже смонтированными агрегатами массой до 350 т вдвигались внутрь секции через ее торец. Группу техпомощи от бюро возглавил Б. В. Пейбо, а проект координировали заместители главного конструктора Л.И. Кузнецов и В.А. Шавкунов. На головную АПЛ (К-387), в отличие от других кораблей серии, были установлены два пятилопастных винта по схеме «тандем». Основным преимуществом подводных лодок пр.671РТ перед АПЛ пр.671, кроме дополнительного торпедного и ракето-торпедного оружия калибра 533 и 650 мм, следует признать уменьшение шумности АПЛ практически во всем диапазоне частот. За создание малошумной многоцелевой АПЛ пр.671РТ большая группа сотрудников бюро, Адмиралтейского завода (с 1972 г. ЛАО) и контрагентов была награждена орденами и медалями, Государственной премии удостоены главный конструктор Г.Н. Чернышев, его заместитель В.Д. Левашов и главный конструктор по вооружению Л.А. Подвязников. Все корабли вошли в состав Северного флота и базировались в Гремихе и Большой Лопатке. Они несли весьма интенсивную боевую службу. Каждый из атомоходов выполнил по 6-12 автономных походов в Атлантику и Средиземное море. В 1993- 1995 гг. все лодки проекта 671РТ были выведены из состава флота и переданы в ОФИ для разборки.
К-371, Б-371
5 февраля 1971 года Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР.
К-387, Б-387
30 мая 1969 года Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР.
К-467, Б-467
6 сентября 1972 года Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. 19 ноября 1974 года Заложена на стапеле судостроительного завода «Красное Сормово» им. А.А.Жданова в г. Горький. 7 мая 1976 года Спущена на воду. В мае-июне 1976 года По внутренним водным системам переведена в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. 30 ноября 1976 года Подписание приемного акта. Вступила в строй ВМФ СССР. 29 декабря 1976 года Вошла в состав Северного флота. Включена в состав 33 ДПЛ 1 ФлПЛ СФ (Западная Лица). 25 июля 1977 года Отнесена к подклассу БПЛ. В 1980 году Включена в состав 6 ДПЛ 1 ФлПЛ СФ. В августе-сентябре 1985 года Первая из кораблей объединения выполнила БС в Средиземном море (командир — капитан 2 ранга Худяков А.Н., старший на борту капитан 1 ранга Бояркин Ю.Н.). В октябре 1985 года Была включена в состав формирующейся 24 ДПЛ 3 ФлПЛ СФ. С 24 декабря 1985 года по 25 июня 1986 года Средний ремонт СРЗ-10 в г. Полярный. В 1986 году Заняла 1 место по электромеханической подготовке и живучести. В апреле 1989 года Учения по плану флота. Баренцево море. 19 июня 1991 года Находилась на СРЗ «Нерпа» в губе Оленья (пос. Вьюжный) на капитальном ремонте. 3 июня 1992 года Отнесена к подклассу АБПЛ. Переименована в «Б-467». В июле 1997 года Передана в состав 14 дивизиона ремонтирующихся кораблей Северного флота. 8 сентября 1997 года Из-за отсутствия финансирования исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и утилизации и в губе Гремиха (г. Островной) поставлена на прикол.
К-488, Б-488
6 февраля 1973 года Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР.
К-495, Б-495
19 марта 1974 года Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР.
К-517, Б-517
29 августа 1974 года Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР.
|
|
![]() |
|
![]() |
|
All rights reserved. Copyright 2008 |