![]() |
ПОДВОДНАЯ РОССИЯ | ![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
всем подводникам посвящается | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
![]()
Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 667БДР «Кальмар» (14 единиц) 1975 ![]() В феврале 1973 г. в КБ машиностроения развернулись работы по созданию новой двухступенчатой жидкостной баллистической ракеты Р-29Р (ЗМ40, РСМ-50, SS-N-18), являвшейся дальнейшим развитием Р-29. Ее основным отличием от предшествующих морских баллистических ракет стала разделяющаяся головная часть (РГЧ) с боевыми блоками индивидуального наведения, позволяющая многократно увеличить число целей, поражаемых одним ракетным залпом. Более совершенная инерциальная система управления с полной астрокоррекцией, примененная на Р-29Р, обеспечивала новой ракете повышенную точность. В ходе дальнейшего совершенствования комплекса точность еще более возросла, фактически сравнявшись с точностью нанесения ядерных ударов стратегическими бомбардировщиками. Это позволяло подводным ракетоносцам поражать не только площадные неукрепленные цели, но и высокопрочные малоразмерные объекты, в частности, пусковые шахты МБР наземного базирования, защищенные командные пункты, хранилища спецбоеприпасов и т. п. Для размещения новых ракет в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева началась разработка усовершенствованного РПКСН проекта 667БДР (шифр — «Кальмар»), который, так же, как и проект 667БД, должен был оснащаться 16 ракетными шахтами. Техническое задание на новый ракетоносец было сформулировано в 1972 году. Лодка являлась дальнейшим развитием проекта 667БД. На новом корабле возросла высота ограждения ракетных шахт (которое фактически сравнялась с ограждением выдвижных устройств рубки). Особое внимание при создании нового атомохода было уделено совершенствованию системы управления стрельбой, в отличие от проекта 667БД весь ракетный боекомплект должен был выстреливаться в одном залпе, были сокращены интервалы между ракетными пусками. Главная энергетическая установка мощностью 60000 л. с. включала два реактора ВМ-4С и две паровые турбины ОК-700А. На лодке были применены новые малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Имелось два турбогенератора ТГ-3000. Ракетный комплекс Д-9Р включал 16 ракет типа Р-29Р (длина — 13,635 м, диаметр — 1,8 м, стартовая масса — 36,3 т). Астроинерциальная система управления с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Важной особенностью комплекса явилось наличие трех взаимозаменяемых вариантов головных частей, различающихся числом и мощностью боевых блоков. Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км. Система управления стрельбой позволяет (в отличие от проекта 667БД) выстреливать весь ракетный боекомплект в одном залпе, с сокращенными интервалами между пусками. Летные испытания ракет типа Р-29Р начались в ноябре 1976 г. и завершились в октябре 1978 г. В Белом и Баренцевом морях с борта РПКСН К-441 было выполнено, в общей сложности, 22 пуска (четыре ракеты были запущены в моноблочном, шесть — в трехблочном и 12 — в семиблочном вариантах). Строительство лодок велось Северным машиностроительным предприятием (г. Северодвинск). В процессе ходовых испытаний К-441 на большой скорости и глубине лодка коснулась скального грунта. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть. Жертв не имелось. Большинство лодок проекта 667БДР, получивших на Западе условное обозначение Delta III, несли службу на Дальнем Востоке, на Камчатке (база Рыбачий). При этом с 1980 г. было выполнено семь одиночных переходов РПКСН проекта 667БДР под арктическими льдами (первый переход совершила лодка под командованием Д.Н. Новикова), Лодки, участвовавшие в межфлотских переходах, на конечном участке полярного маршрута (особенно при выходе из подо льда в Чукотском море) испытывали особые трудности. В этот период весь экипаж, как правило, в течение двух-трех суток постоянно находился на своих постах. Глубина часто не превышала 50 м. Большую опасность представляли блуждающие отмели с осевшими на них огромными ледовыми массивами. Сверху над лодками находился лед, толщина которого достигала 11–15 м. При этом пространство между ледяным панцирем и кораблем уменьшалось до 3–4 м при глубине под килем всего 4–5 м. В подобных условиях автоматизированная система управления отключалось и лодка двигалась, управляясь вручную. Моральное и физическое напряжение людей достигало предела, однако особо большая нагрузка ложилась на командиров лодок. Несмотря на сложность и повышенный риск, подледные переходы с театра на театр привлекали своей скоротечностью, а также плаванием в зоне, примыкающей к Российским территориальным водам. Две лодки, К-455 и К-490, перешли на ТОФ в феврале-марте 1979 г. по южному маршруту, через пролив Дрейка. В процессе перехода, в частности, была проверена эффективность работы космической навигационной системы «Шлюз». Северный Флот получил пять подводных крейсеров, из которых была сформирована дивизия стратегических подводных лодок, базировавшаяся в бухте Ягельная губы Сайда (три ПЛАРБ) и в губе Оленья (две лодки). В начале 90-х годов все корабли были переведены в Ягельную. Североморские корабли активно несли боевую службу, выполняя патрулирование в Северной Атлантике и водах Северного Ледовитого океана. Можно сказать, что лодкам проект 667БДР повезло, большинство из них успело пройти заводской ремонт и модернизацию до 1991 года, когда начался стремительный развал отечественного оборонного комплекса. Остальные атомоходы этого типа в дальнейшем также удалось пропустить через СРЗ. Поэтому к концу 90-х годов корабли сохраняли высокий уровень боеспособности. Шло совершенствование и ракетного комплекса Д-9Р (очередные модификации ракеты Р-29Р были приняты на вооружение в 1987 и 1990 годах). Ракетные подводные крейсера проекта 667БДР и сегодня продолжают оставаться важным элементом стратегических ядерных сил страны. В составе Северного флота в 1999 году несли службу три корабля — К-44, К-487 и К-496, а ТОФ располагал восемью ракетоносцами этого типа — К-449, К-455, К-490, К-506, К-211, К-223, К-180 и К-433. К настоящему времени численный состав РПКСН в российском флоте стабилизировался и дальнейшее уменьшение в сколько-нибудь крупных масштабах в ближайшие годы, вероятно, производиться не будет. Поэтому можно ожидать, что РПКСН проекта 667БДР сохранятся на вооружении до второй половины первого десятилетия XXI века, когда им на смену придут новые стратегические подводные ракетоносцы новой постройки. К-44 «Рязань» 24 ноября 1982 год включён в состав КСФ. В 1990 году ПЛ вошла в состав
31 ДПЛ 3 ФлПЛ КСФ с базированием в губе Ягельная (г. Мурманск-130 (затем
г. Скалистый, затем г. Гаджиево)). К-129, КС-129 5 ноября 1981 года ПЛ вошла в строй и 30 ноября 1981 год включена
в состав КСФ. В март 1988 год Вошла в состав 31 ДПЛ 3 ФлПЛ КСФ с базированием
в губе Ягельная (г. Мурманск-130 (затем г. Скалистый, затем г. Гаджиево)). К-211 «Петропавловск-Камчатский» 28 сентября 1979 год ПЛ вошла в строй и 17 октября 1979 года включена
в состав КСФ. В июле-августе 1982 год совершила длительное подводное
плавание по периметру паковых льдов Северного Ледовитого океана с экипажем
К-424. Старший похода кап. 1 р. В.М. Бусырев. К-424 9 сентября 1976 года во время сдаточных испытаний в Белом море коснулась
грунта (глубина 200 м, скорость 20 узлов) и, получив повреждения легкого
корпуса и обтекателя ГАК, возвратилась в Северодвинск для устранения
повреждений. Не смотря на большой объем работ, ремонт был завершен
в течении месяца. К-433 «Святой Георгий Победоносец» 15 декабря 1980 года ПЛ вошла в строй и 31 декабря 1980 года включена
в состав КСФ. В 1983 году впервые в ВМФ в условиях полярной ночи совершил
подледный трансарктический межфлотский переход из г. Сайда (г. Гаджиево)
в б. Крашеннинникова (г. Вилючинск), обойдя вокруг Северного полюса
и на выходе из Арктики форсировав в подводном положении мелководное
Чукотское море. К-441 31 октября 1976 года ПЛ вошла в строй и 29 декабря 1976 год включена
в состав КСФ. К-455 30 декабря 1976 года вошла в строй и 5 февраля 1977 года включена
в состав КСФ. К-487 27 декабря 1977 год ПЛ вошела в строй и 17 февраля 1978 год включена
в состав КСФ. К-490 30 сентября 1977 года ПЛ вошла в строй и 29 ноября 1977 года включена
в состав КСФ. К-496 «Борисоглебск» 30 декабря 1977 года ПЛ вошла в строй и 17 февраля 1978 года включена
в состав КСФ. К-506 «Зеленоград» 30 ноября 1978 года ПЛ вошла в строй и 24 января 1979 года включена
включена в состав КСФ.
|
|
![]() |
|
![]() |
|
All rights reserved. Copyright 2008 |