АПЛ
всем подводникам посвящается
  
ПЛАРБ
Пр. 658 (658М) (1961)
Пр. 667А «Навага» (1964)
Пр. 667АМ «Навага-М»
Пр. 667Б «Мурена»
Пр. 667БДР «Кальмар»
Пр. 667БДРМ «Дельфин»
Пр. 941 «Акула» (1981)
ПЛАРК
Пр. 659 (1960)
Пр. 675 (1962)
Пр. 670 «Скат (1968)
Пр. 661 «Анчар (1969)
Пр. 670М «Чайка (1974)
Пр. 949 «Гранит» (1982)
Пр. 667АТ «Груша»
Пр. 949А «Антей» (1986)
ПЛАТ
Пр. 627А «Кит» (1958)
Пр. 671 «Ёрш» (1965)
Пр. 645ЖМТ «Кит»
Пр. 671РТМ «Щука»
Пр. 671РТ «Сёмга»
Пр. 705 «Лира» (1972)
Пр. 685 «Плавник»
Пр. 945 Барракуда
Пр. 971 «Щука-Б»
Пр. 945А «Кондор»
ДПЛБ
Пр. АВ611 (1957)
Пр. 629 (1959)
Пр. В611 (1959)
ДПЛКР(19)
Пр. П-613 (1953)
Пр. П-611 (1954)
Пр. 644 (1959)
Пр. 665 (1962)
Пр. 651 (1963)
ДПЛ
Пр. 613 (1951)
Пр. 611 (1953)
Пр. 615 (1956)
Пр. 633 (1958)
Пр. 641 (1958)
Пр. 641Б «Сом» (1972)
Пр. 877 «Палтус» (1982)
 
 
Рекомендуем
 
Реклама
Новости партнёров
Контакты
Админ: Viktor
E-Mail Связь с Админом
ICQ: 470811498

 
 

 
 
ПОДВОДНАЯ РОССИЯ
                 
1903-1926   1927-1950   1951-1991   1992-2006   Оружие
1903-1906
1927-1950
 
1951-1991
 
1992-2006
 
Оружие


Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами
Проект 941 «Акула»
(7 единиц)


Пр. 941 "Акула"


В начале 70-х годов в США (как писали западные СМИ, в ответ на создание в СССР комплекса Delta) началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание новой твердо-топливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности.

Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.

Тактико-техническое задание на тяжелый атомный подводный ракетный крейсер — проект 941, шифр «Акула» (по классификации НАТО — «Typhoon») — было выдано в декабре 1972 г. 19 декабря 1973 г. правительство приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца. Проект разрабатывался ЦКБ «Рубин», возглавляемым генеральным конструктором И.Д. Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. Главным наблюдающим от ВМФ был В.Н.Левашов. Однако с учетом того, что в составе ВМФ СССР уже имелось 43 ПЛАРБ с МБР, создание новой стратегической ядерной системы морских МБР.

Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные первой отечественной морской баллистической ракетой (комплекс Д-11) на твердом топливе, а также американский опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим уважением) обусловили категорическое требование заказчика оснастить подводный ракетоносец 3-го поколения твердо-топливными ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить время предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить состав корабельного оборудования, отказавшись от ряда систем — газоанализа атмосферы, заполнения кольцевого зазора водой, орошения, слива окислителя и т.п.

Предварительная разработка нового межконтинентального ракетного комплекса для оснащения подводных лодок началась в КБ Машиностроения под руководством главного конструктора В.П. Макеева в 1971 году. Полномасштабные работы по РК Д-19 с ракетами Р-39 были развернуты в сентябре 1973 г., практически одновременно с началом работ над новой ПЛАРБ. При создании этого комплекса впервые была предпринята попытка унификации ракет подводного и наземного базирования: Р-39 и тяжелая МБР РТ-23 (разрабатываемая в КБ «Южное») получили единый двигатель первой ступени.

ПЛАРБ пр.941 оснащена пусковым ракетным комплексом Д-19 и несет 20 межконтинентальных трёхступенчатых твердотопливных ракет РСМ-52 (Р-39), разработки КБ Макеева. Два ряда пусковых ракетных шахт расположены перед надстройкой между прочными корпусами. Каждая ракета несёт разделяющуюся боевую часть с 10-ю боеголовками индивидуального наведения мощностью 100 килотонн каждая. Их наведение осуществляется посредством инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией (обеспечено КВО порядка 500 м). Дальность пуска — 8,300 (по др. данным — до 10000) км вероятное отклонение — 500 м. Масса ракеты — 84 000 кг. Натовское обозначение ракеты SS-N-20 Sturgeon («осетр»). При проектировании на ПЛ предусматривалось размещение боекомплекта в 24 ракеты, однако Главнокомандующий ВМФ, адмирал Советского Союза С.Г. Горшков решил ограничится 20 ракетами.

Летные испытания ракеты Р-39 проводились на опытовой дизель-электрической подводной лодке К-153, переоборудованной в 1976 году по проекту 619 (она была снабжена одной шахтой). В 1984 году, после серии интенсивных испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был официально принят на вооружение ВМФ.

Старт всего боекомплекта осуществляется одним залпом, с минимальными интервалами между пусками ракет. Ракеты могут запускаться с глубины до 55 м (без ограничений по погодным условиям на поверхности моря), а также из надводного положения. Для минимизации габаритов ракеты двигатели второй и третьей ступеней имеют выдвижные сопловые насадки. Для комплекса Д-19 создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешенном состоянии, опираясь специальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты. Пуск выполняется из «сухой» шахты с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). В момент старта специальные пороховые заряды создают вокруг ракеты газовую каверну, значительно уменьшающую гидродинамические нагрузки на подводном участке движения. После выхода из воды АРСС отделяется от ракеты при помощи специального двигателя и уводится в сторону на безопасное расстояние от подводной лодки.

По конструкции это многокорпусная подводная лодка. Внутри легкого корпуса покрытого противогидроакустическим покрытием находится 5 прочных обитаемых корпусов, 2 из которых, главные, расположенные параллельно друг другу симметричны относительно диаметральной плоскости (наибольший диаметр — 10 м). Прочные корпуса выполнены из титана.

Главная энергетическая установка лодки состоит из двух эшелонов — по одному в каждом главном корпусе. В каждый эшелон входит водо-водяной реактор на тепловых нейтронах ОК-650 (аналогичный устанавливаемым на атомных ледоколах типа «Сибирь») и «турбозубчатый» агрегат мощностью 45000 л.с. На борту лодки установлено четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля. АЭУ оснащается системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически приводиться в действие при исчезновении электропитания. На компенсирующие органы установлен механизм «самохода», который при исчезновении электропитания обеспечивает опускание решеток на нижние концевики, что обеспечивает полное «глушение» реактора. Импульсная аппаратура позволяет контролировать состояние реактора при любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом состоянии.

При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Рубка имеет ледовые подкрепления и крышу округлой формы, облегчающую всплытие во льдах (лодка способна проламывать лёд толщиной более 2.5 м), носовые горизонтальные рули вынесены в носовую оконечность и выполнены убирающимися в корпус. Для обеспечения захода корабля в базы СФ имеются специальные балластные цистерны, позволяющие кораблю всплывать выше крейсерской ватерлинии. По обоим бортам в основании рубки смонтированы две всплывающие спасательные камеры.

При создании подводной лодки проекта 941 огромное внимание было уделено снижению её гидроакустического шума. Корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия. Благодаря этому РПКСН пр. 941 по сравнению со своими предшественниками стали самыми малошумными в классе отечественных ПЛАРБ — РПКСН.

Новизна разработки, сжатые сроки создания, традиционное пренебрежение вопросам развития стационарной системы базирования в ВМФ СССР (требование получения минимальной осадки в надводном положении для захода в существующие базы, вместо строительства новых, как это делали в США для ПЛАРБ «Огайо», привело к необходимости иметь огромный запас плавучести) и громадная масса новых МБР (почти в 2.5 раза больше чем РСМ-50) привело поистине к фантастическим решениям, что в конечном итоге дало громадное водоизмещение превосходящее все разумные пределы. Достаточно сказать, что полное подводное водоизмещение «Акулы» — около 50000 т превосходит таковое у авианосца «Адмирал Горшков» Причем ровно половину этого веса составляет балластная вода, из-за чего «лодку» саркастически окрестили «водовозом». Это цена, до конца не продуманного для отечественного флота, перехода в МБР от жидкого топлива к твердому. В результате «Акула» стала самой большой подводной лодкой в мире (занесена а книгу рекордов Гиннесса). Для постройки этих кораблей на СМП (Северном машиностроительном предприятии) был специально построен новый цех — самый большой крытый эллинг в мире.

От планируемой программы строительства большой серии ПЛ было решено отказаться. Принятие этого решения сопровождалось острыми дискуссиями: промышленность, разработчики лодки и часть представителей ВМФ выступали за продолжение программы, в то время как Главный штаб ВМФ и Генеральный штаб ВС выступали за прекращение строительства. Главная причина заключалась в сложности организации базирования столь крупных подводных кораблей, вооруженных не менее «внушительными» ракетами. В большинство существующих пунктов базирования «Акулы» просто не могли войти из-за их стесненности, а ракеты Р-39 могли транспортироваться почти на всех этапах эксплуатации лишь по железнодорожной колее (по рельсам они подавались и на причал для погрузки на корабль). Погрузка ракет должна была осуществляться специальным сверхмощным краном, являющимся уникальным в своем роде инженерным сооружением.

Головная ПЛАРБ пр.941 ТК-208 была заложена на СМП в 1976 году и вступила в строй в конце 1981 года, практически одновременно с ПЛАРБ ВМС США «Огайо». Первым ТАПКР командовал капитан 1 ранга А.В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза.

Всего было заложено 6 ПЛАРБ пр.941, а планируемый к постройке последний — ТК-210 из-за договора по ОСВ, не закладывался, а уже подготовленные конструкции был разобраны. Одновременно со строительством ПЛАРБ пр.941 было развернуто строительство системы специального плавучего тылового обеспечения. Все шесть ТАПРК были сведены в дивизию, входящую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли базируются в Западной Лице (бухта Нерпичья). Реконструкция этой базы для размещения на ней новых сверхмощных атомоходов началась в 1977 году и заняла четыре года. За это время была построена специальная причальная линия, изготовлены и доставлены специализированные пирсы, способные, по замыслу конструкторов, обеспечить ТАПКР всеми видами энергоресурсов (однако в настоящее время по ряду технических причин они применяются как обычные плавучие пирсы). Для тяжелых ракетных подводных крейсеров Московским конструкторским бюро транспортного машиностроения был создан уникальный комплекс средств погрузки ракет (КСПР). В его состав вошел, в частности, двухконсольный кран-погрузчик козлового типа грузоподъемностью 125 т. (в строй введен не был).

В Западной Лице расположен и береговой судоремонтный комплекс, обеспечивающий обслуживание лодок 941-го проекта. Специально для обеспечения «плавучего тыла» лодок 941-го проекта в Ленинграде на Адмиралтейском заводе в 1986 году был построен морской транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» (проект 11570) полным водоизмещением 11.440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженный 125-тонным краном.

Однако уникальную береговую инфраструктуру, обеспечивающую обслуживание кораблей 941-го проекта, удалось создать лишь на Северном флоте (но в итоге ни одной ракеты по железной дороге к Нерпичьей так и не подвезли, так как построенная ветка имела повороты очень крутые и платформа с ракетой не проезжала, а кран который находился в Нерпичьей так и ни разу не загрузил ни одной ракеты). На Тихоокеанском флоте до 1990 года, когда программа дальнейшего строительства «Акул» была свернута, ничего подобного соорудить так и не успели.

Усовершенствованный вариант Р-39, по своим основным характеристикам не уступающий американской ракете «Трайдент»D-5, был принят на вооружение в 1989 году. Кроме повышенной боевой живучести, модернизированная ракета обладала увеличенной зоной разведения боевых блоков, а также повышенной точностью стрельбы (использование космической навигационной системы ГЛОНАСС на активном участке полета ракеты и на участке наведения РГЧ позволило достичь точности, не меньшей, чем точность МБР РВСН шахтного базирования

ПЛ пр. 941 предусматривалось переоснастить новым пусковым ракетным комплексом вместо Д-19 и новыми баллистическими ракетами Р-39М (РСМ-52В, «Гром», «Барк»?, по натовской классификации — SS-N-28), которые ещё предстояло разработать. В 1992 году головной корабль — ТК-208 был поставлен на капитальный ремонт в ходе которого предполагалось произвести и запланированную ранее замену ракет (в некоторых источниках упоминается как проект 941У). Однако разработка задерживалась из-за финансовых и технических проблем. В ноябре 1998 г. испытание прототипа ракеты закончилось неудачей, что повлекло за собой приостановку проекта. Такое развитие событий поставило в неопределённое положение судьбу ТК-208 (вошел в строй, но без основного вооружения) и остальных лодок серии. В то же время финансовые трудности в государстве, приведшие к хроническому недофинансированию флота, оказали влияние и на корабли пр. 941 — в СМИ периодически появлялась информация о трудностях с их обеспечением, планах по выведению этих кораблей из состава флота и дальнейшей утилизации, причём сообщения носили очень противоречивый и взаимоисключающий характер. В 1996 г. из-за нехватки средств были выведены из боевого состава ТК-12 и ТК-202, в 1997 г. — ТК-13.

В дальнейшем возможно переоборудование части атомоходов 941-го проекта в транспортные атомные подводные лодки (ТАПЛ), предназначенные для перевозок грузов по трансполярным и кроссполярным подледным маршрутам, кратчайшим путем связывающим Европу, Северную Америку и страны АТР. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10.000 т груза.

ПЛ «ТК-12» «Симбирск»

26.12.1984 г. вступила в строй ВМФ СССР и 15.01.1985 г. зачислена в состав Северного флота, вошла в 18 ДПЛ 1 Фл ПЛ СФ.
В 1996 г. выведена из боевого состава ВМФ в резерв и в 1998 г. исключена из состава ВМФ. Поставлена на прикол в г. Нерпичья.

ПЛ «ТК-13»

26.12.1985 г. вступила в строй ВМФ СССР и 15.02.1986 г. зачислена в состав Северного флота, вошла в 18 ДПЛ 1 Фл ПЛ СФ.
В 1989 г. завоевала приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.
1997 г. Выведена из боевого состава ВМФ в резерв и 1998 г. исключена из состава ВМФ. Поставлена на прикол в г. Нерпичья.

ПЛ «ТК-17» «Архангельск»

15.12.1987 г. вступила в строй ВМФ СССР и 19.02.1988 г. включена в состав Северного флот, вошла в состав 18 ДПЛ 1 ФлПЛ СФ.
18.11.2002 г. присвоено наименование «Архангельск».
По состоянию на 2003 г. находилась в боевом составе Северного флота.

ПЛ «ТК-20» «Северсталь»

19.12.1989 г. вступила в строй ВМФ СССР и 28.02.1990 г. включена в состав Северного флот, вошла в состав 18 ДПЛ 1 ФлПЛ СФ.
25.08.1996 г. ПЛ произвела учебный пуск межконтинентальной баллистической ракеты с разделяющимися головными частями по боевому полю.
11.1996 г. совершила поход на Северный полюс, где произвела ракетную стрельбу.
2001 г. переименована в «Северсталь».

ПЛ «ТК-202»

28.12.1983 г. вступила в строй ВМФ СССР и 18.01.1984 г. включена в состав Северного флот, вошла в состав 18 ДПЛ 1 ФлПЛ СФ.
28.03.1995 г. выведена из боевого состава ВМФ и поставлена в губа Нерпичья (г. Заозерск) на прикол.
По состоянию на 2003 г. находится в Северодвинске на ГП «Звездочка» в ожидании разделки на металл или переоборудования.

ПЛ «ТК-208» «Дмитрий Донской»

29.12.1981 г. вступила в строй ВМФ СССР и 09.02.1982 г. включена в состав Северного флот, вошла в состав 18 ДПЛ 1 ФлПЛ СФ.
В 1983–1984 гг. проведена пробная эксплуатация ракетного комплекса Д-19.
03.12.1986 г. ПЛ занесена на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей ВМФ в ЦВММ.
18.01.1987 г. занесена на Доску почета передовых частей и кораблей МО СССР.
В 1989–2002 гг. проведена модернизация по проекту 941У.
В 2002 г. присвоено наименование «Дмитрий Донской».
26.07.2002 г. повторно введена в состав Северного флота, ввод в боевой состав планируется в 2005 году.

Тактико-технические характеристики Проект 941 «Акула»
Водоизмещение надводное, м. куб. 23200
Водоизмещение подводное, м. куб. 48000
Длина, м 170,0
Ширина, м 23,3
Осадка, м 11,0
Суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 380
Скорость в надводном положении, узлов 14
Скорость в подводном положении, узлов 25
Глубина погружения, м 400
Автономность, суток 120
Экипаж, чел. 168
Вооружение основное ракетное: тип ракетного комплекса Д-19, боекомплект (тип) БР 20 (РСМ-52). Вид старта подводный, из РШ вне ПК.
Вооружение противовоздушное: тип ПЗРК «Игла», количество контейнеров для хр. ЗР 2, боекомплект ЗР 12
Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм 6 х 533, боезапас (тип) торпед 22 (УСЭТ-80) или ПЛУР ПЛУР 83Р или 84Р ПЛРК «Водопад». Система подготовки ТА «Гринда».
Вооружение радиоэлектронное:
БИУС «Омнибус-1», система НК «Симфония», КСС «Молния-МС», система СС «Циклон», ВВАБТ «Залом», ГАК «МГК-501», РЛК «Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59), ТК МТК-110, ВБАУ «Ласточка» или «Моряна», «Фосфор», «Новоземелец».

 
 
 
     
























Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
             
All rights reserved. Copyright 2008